Блог Бурухиной Ларисы Александровны

Рукоделие, педагогика, воспитание, дети, творчество


Технология формирующего оценивания

Оцениваниеэто любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
• по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
• по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
• Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
• Обеспечить обратную связь;
• Оценить степень достижения намеченных целей;
• Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
• Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:
• стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
• диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
• проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
• формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
• мощный мотив учебной деятельности учащихся;
• изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:
• устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
• позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
• позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).
Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.
Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».
В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценкиспособствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценкаоценка способствующая обучению:
• элемент эффективного планирования,
• в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
• является ключевым профессиональным навыком педагога
• обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
• помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
• развивает способность к самооценке и взаимооценке,
• отражает все образовательные достижения
• должна быть постоянным элементом урока
Формирующее оценивание позволяет учителю:
• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
• может помогать учиться на ошибках;
• может помогать понять, что важно;
• может помогать понять, что у них получается;
• может помогать обнаруживать, что они не знают;
• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания

  1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
  2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
  5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
    Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
    • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал
    • определить, сформирован ли тот или иной практический навык
    • сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
    • Как разрабатывать систему критериальной оценки:
    • критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
    • работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
    • критерии известны учащимся заранее;
    • создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
    • критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей
    • оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.
    Источники:
    Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей
    Лебедева М.Б. Материалы тренинга по формирующему оцениванию
    https://sites.google.com/site/uzadacha/m-4-kriterii-ocenivania-dla-ucebnyh-zadac
    Вашему вниманию ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ