Технология формирующего оценивания

Оценивание — это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Формализованный вариант оценивания, который дает количественные оценки, называется измерением.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
• по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
• по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
• Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
• Обеспечить обратную связь;
• Оценить степень достижения намеченных целей;
• Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
• Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Функции оценивания:
• стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
• диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
• проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу
• формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
• мощный мотив учебной деятельности учащихся;
• изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Что требуется: разработка такой системы оценивания образовательных результатов учащихся, которая:
• устранит противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
• позволит связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
• позволит ввести в практику оценку планируемых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных).
Регулярная оценка даёт информацию о том, как учащийся приобретает знания; исходя из неё учитель и учащийся могут предпринимать те или иные действия.
Именно действия учителя и учащегося делают такую оценку «формирующей».
В том случае, когда ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Ученики должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий или операций, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки — способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценка — оценка способствующая обучению:
• элемент эффективного планирования,
• в центре внимания то, как ученики приобретают знания,
• является ключевым профессиональным навыком педагога
• обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
• помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
• развивает способность к самооценке и взаимооценке,
• отражает все образовательные достижения
• должна быть постоянным элементом урока
Формирующее оценивание позволяет учителю:
• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
• может помогать учиться на ошибках;
• может помогать понять, что важно;
• может помогать понять, что у них получается;
• может помогать обнаруживать, что они не знают;
• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
• определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал
• определить, сформирован ли тот или иной практический навык
• сверить достигнутый учащимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
• Как разрабатывать систему критериальной оценки:
• критерии направлены на оценку работы учащегося (на промежуточном или финальном этапе);
• работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
• критерии известны учащимся заранее;
• создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
• критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей
• оцениваться может только то, чему учат, поэтому важно на этапе конструирования учителем комплекса учебных задач, выделить все УУД и конкретное содержание для учебной задачи.
Источники:
Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей
Лебедева М.Б. Материалы тренинга по формирующему оцениванию
https://sites.google.com/site/uzadacha/m-4-kriterii-ocenivania-dla-ucebnyh-zadac
Вашему вниманию ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Добавить комментарий