Гормональная буря в восьмом классе

Гормональная буря в восьмом классе.

Как помочь подросткам преодолевать внешние и внутренние конфликты?

Гормональная буря в восьмом классе

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни.
В этом возрасте проявляется акцентуация (особенности характера), способ реагирования подростка в каждом случае зависит от его типа акцентуации.

Существуют следующие типы акцентуаций:

  • циклоидный;
  • гипертимный;
  • астено-невротический;
  • сенситивный;
  • психоастенический;
  • демонстративный;
  • неустойчивый;
  • конформный.


В возрасте 13–14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было сверхзначимо, обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер. Очень вероятно заражение фанатизмом, так как подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями.
Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, в стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, уходе от обычной сферы общения.

У подростка возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка; он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В то же время перестройка отношения к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план. (Чтобы учение было привлекательным, нужно находить в материале то, что могло бы способствовать общению подростков.)

Половое созревание

Самая главная проблема подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации, происходит вторичная половая идентификация, подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют «гормональной бурей» или «эндокринным штормом». Начинается бурный, неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Часто у восьмиклассников возникает дисморфофобия (неприятие своего тела и внешности), тогда они изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе.

Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать собственные качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность.

Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех свойств, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка восьмиклассника неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, – правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы у него складывались новые, взрослые критерии личностного развития.
Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше других представителей возрастных групп страдают сегодня от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые идеалы разрушены, новые еще не созданы.
Особенности восьмиклассников проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде невыполнением обязанностей: они всячески избегают выполнять какие-либо поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия.

В подобных случаях они оказываются перед лицом большого количества лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры.

Бессодержательно проводимое время толкает восьмиклассников на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто они отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи – распитием спиртных напитков. Впоследствии, объясняя подобные проступки, восьмиклассники демонстрируют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.

На всем протяжении переходного периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. А по уровню косвенной агрессии на первом месте находятся ребята из семей подсобных работников и руководящих служащих.

Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачей, учителей, инженеров).
Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо, сказывается не только материальное благополучие, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Восьмиклассники особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, формирующих личность, является семья.
При этом решающим оказывается не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.

Для любого подростка очень важна роль семьи, но, к сожалению, растет число неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения детей со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка.

Так формируются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить четыре неблагополучные ситуации в семье:

  • гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  • гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  • ситуация, создающая «кумира семьи»: повышенное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
  • ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало – детям.

Автор:Лариса Зарипова, замдиректора по экспериментальной работе, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №709
Доп. материалы:
[ad#ad-1]

Один комментарий на “Гормональная буря в восьмом классе

  1. Pingback: Педагогика - Как общаться с ребенком в период гормональной бури?

Добавить комментарий